Рубенс любил изображать на картинах людей близких ему или чем то привлекших его внимание егэ

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Питер Пауль Рубенс

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Питер Пауль  Рубенс

(1577 — 1640)

Если любого бельгийского школьника спро­сить, кто самый великий его соотечественник, он без колебаний ответит: «Рубенс». Этот ху­дожник жил три столетия тому назад во Фланд­рии, ныне входящей в состав Бельгии.

В годы нидерландской буржуазной револю­ции конца XVI в. фламандскому народу, не­смотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании (см. т. 8 ДЭ, ст. «Из истории нидер­ландской революции»). Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры XVII в. Веду­щую роль приобрела тогда живопись. Ее пред­ставители — Рубенс, его ученики и сподвижни­ки ван Дейк, Снейдерс, Йордане, Броувер и Тенирс—завоевали немеркнущую известность. Всех фламандских художников объединяло стремление запечатлеть реальную жизнь, пол­ную движения и бесконечного разнообразия. Связанные в своем творчестве с заказами като­лической церкви и знатных дворян, фламандские живописцы часто обращались к ре­лигиозным и мифологическим сюжетам. Они писали также многочисленные портреты и сце­ны народных празднеств, пейзажи и натюр­морты. Причем все их полотна объединяет стремление к героичности образов, к широкому размаху композиций, сочной и звучной кра­сочности. Фламандская живопись XVII в.— подлинный гимн силе и мужеству человека, богатству и красоте природы.

В творчестве Питера Пауля Рубенса все эти особенности искусства Фландрии проявились наиболее отчетливо и ярко. Круг его тем не­обычайно широк и созданные им образы со­ставляют целый мир, наполненный борьбой и страстями. Великий русский художник И. Е. Репин, восхищавшийся Рубенсом, писал: «Трепет и блеск органической жизни никому другому не удалось вызвать на полотне с такой силой и яркостью красок, как Рубенсу».

Первые годы своей творческой жизни Ру­бенс провел в Италии, где быстро завоевал известность. Вернувшись в 1608 г. на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника во Фландрии. Перегруженный за­казами на украшение различных дворцов и церквей, он начинает работать с большой группой помощников-учеников. До сих пор сохранился в Антверпене дом (превращенный ныне в музей), который был мастерской и жи­лищем художника.

Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Правители Фландрии, зная его вы­дающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Известен такой любопытный рассказ современ­ника. Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью?» На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее ху­дожник развлекается иногда ролью посла».

Рубенс много и увлеченно работал над боль­шими, монументальными произведениями. Та­ков выполненный им в 1611 г. для Антверпен­ского собора алтарный образ «Воздвиже­ние креста» (Антверпен, собор). На огромной картине изображен распятый Хрис­тос. Это сильный, мужественный человек, по­бежденный своими противниками. Мускули­стые фигуры палачей, их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы. Не евангельское повествование, а мо­гучее дыхание жизни захватывает зрителя при взгляде на эту картину.

В многочисленных картинах, посвященных охоте на хищников (львов, тигров, кабанов), Рубенс передает величайшее напряжение сил людей и животных, бурную динамику схватки.

Так же сильно и горячо, как человека, любил Рубенс природу. Он писал величест­венные пейзажи с горными далями, вздымаю­щиеся скалы, стремительно несущиеся облака. Художник хотел передать в картинах борьбу сил природы, ее могущество.

Много у Рубенса и исторических произве­дений. Его знаменитая серия полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625) представля­ет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из 21-й большой картины. Здесь он вводит аллегорические образы и мифологиче­ские персонажи и в то же время изображает рядом с ними реальные исторические лица. С большой достоверностью воссоздана торже­ственная церемония в картине «Коронация Марии Медичи» (Лувр, Париж). Лица написаны с портретной точностью, кос­тюмы исторически верны. Художник показал даже особенности архитектуры собора, где происходила коронация.

На всем протяжении своего творчества Ру­бенс работал и как портретист, хотя эта область искусства никогда не являлась для него основ­ной. Лучшие его портреты — это не парадные изображения богатых заказчиков, а те, которые он писал с людей, близких ему или чем-либо особенно привлекших его внимание. К ним принадлежит хранящийся в Государственном Эрмитаже «Портрет камеристки» (ок. 1625) — один из самых замечательных портретов XVII в. по своей одухотворенности и мастерству живописи.

На портрете изображена скромная девушка, камеристка испанской наместницы во Фланд­рии. Имя ее нам неизвестно. Рубенс с любовью написал ее большие зеленоватые глаза, искусно передал тонкую кожу лица, красивые очертания носа и рта, пряди рыжеватых волос. А сколь­ко живости и ума, задумчивости и нежности в лице камеристки! Пленителен женский образ, созданный Рубенсом и на другой картине — «Портрет Елены Фоурмен с де­тьми» (ок. 1636).

В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир. Его герои — это люди мужественные и энергичные; красота была для художника неразрывно связана с си­лой и здоровьем. Он умел мастерски соединять на полотне многочисленные фигуры, находить красноречивые позы и жесты. Каждая деталь в его картинах связана с общим замыслом. В своей живописной технике Рубенс пользовал­ся лессировкой, т.е. писал тонкими слоя­ми полупрозрачных, жидко разведенных кра­сок, просвечивающих одна из-под другой. Этим Рубенс достигал удивительного богат­ства оттенков, одновременно объединяя их общим золотистым колоритом. Все в его кар­тинах чрезвычайно конкретно и почти ося­заемо: гладкость человеческой кожи и шелко­вистость волос, различные ткани и блеск ме­талла, прозрачная глубина воздуха и совсем иная прозрачность текущей воды.

На произведениях великого мастера учи­лись и продолжают учиться многие поколения художников. Особенно велико было его влияние на современных ему фламандских живописцев.

По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVII в. Крупные
размеры полотен, свободная манера письма, мощность красочных форм соответствовали
торжественной пышности храмов, украшению замков знати, городских особняков
дворянства и богатой буржуазии. Оптимизм образов Рубенса во многом выразил
характер его эпохи, где много значила уверенность людей в сегодняшнем дне, хотя
искусству этого мастера не были чужды и драматические чувства. Рубенс жил
в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко.
Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Но
его творчество далеко выходило за рамки этого направления.

Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. Знакомство
с произведениями Микеланджело, Караваджо, венецианских живописцев XVI в.
оказало на него большое влияние. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает
активно работать в Антверпене. Он во многом определил характер национальной
школы, оставив многочисленных учеников и последователей. В мастерской Рубенса
некоторое время вместе с ним работали такие замечательные мастера живописи,
как А. ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс. Деятельность Рубенса была
необыкновенно многогранна, он много путешествовал, иногда с дипломатическими
поручениями.


П. П. Рубенс. Портрет Елены Фоурмен с детьми. После 1636. Холст, масло. Лувр. Париж.

В мастерской художника создавались крупноформатные религиозные композиции,
мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи, портреты. Для большинства
произведений мастера, относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика
контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной
выразительностью. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел,
пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям,
как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста»,
«Крестьянский танец». В цикле картин для французской королевы Марии
Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории,
мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными,
настолько они правдивы и жизненно убедительны. Этот грандиозный декоративный
ансамбль оказал большое воздействие на развитие исторической живописи в
Европе.

Наряду с монументальными композициями Рубенс обращался и к портрету,
хотя этот жанр никогда не был для него основным. Художник любил писать людей,
близких ему или чем-то привлекших его внимание. Поэтичен один из лучших
портретов мастера — «Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы
Нидерландов» (ок. 1625, ГЭ).


П. П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов. Ок. 1625. Холст, масло, Государственный Эрмитаж, Ленинград.

С середины 1630-х гг. Рубенс преимущественно работает в собственном
замке Стен. Нежным лиризмом, тонкостью колорита проникнуты портреты
его жены Елены Фоурмен («Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка»
и др.). Ощущением вечной борьбы стихий, чувством неразрывной связи бытия
человека и природы, подлинно эпическим размахом отмечены пейзажи Рубенса.
Он запечатлевает цветущие долины Фландрии, мощные деревья, селения, бурно
веселящихся или занятых повседневным упорным трудом жителей своей страны
(«Возчики камней», «Крестьяне, возвращающиеся с полей»
и др.).

К значительным поздним произведениям Рубенса принадлежат эскизы к оформлению
триумфальных арок по случаю въезда в Антверпен правителя Фландрии. Их отличает
невиданная широта фантазии, редкая виртуозность исполнения.

Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы
живописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства.


<<< Западноевропейское искусство. Эль Греко (1541-1614)

Западноевропейское искусство. Диего Веласкес (1599—1660). >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>





По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVII в. Крупные размеры полотен, свободная манера письма, мощность красочных форм соответствовали торжественной пышности храмов, украшению замков знати, городских особняков дворянства и богатой буржуазии. Оптимизм образов Рубенса во многом выразил характер его эпохи, где много значила уверенность людей в сегодняшнем дне, хотя искусстбу этого мастера не были чужды и драматические чувства. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления.

Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. Знакомство с произведениями Микеланджело, Караваджо, венецианских живописцев XVI в. оказало на него большое влияние. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Он во многом определил характер национальной школы, оставив многочисленных учеников и последователей. В мастерской Рубенса некоторое время вместе с ним работали такие замечательные мастера живописи, как А. ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс. Деятельность Рубенса была необыкновенно многогранна, он много путешествовал, иногда с дипломатическими поручениями.

В мастерской художника создавались крупноформатные религиозные композиции, мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи, портреты. Для большинства произведений мастера, относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной выразительностью. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны. Этот грандиозный декоративный ансамбль оказал большое воздействие на развитие исторической живописи в Европе.

Наряду с монументальными композициями Рубенс обращался и к портрету, хотя этот жанр никогда не был для него основным. Художник любил писать людей, близких ему или чем-то привлекших его внимание. Поэтичен один из лучших портретов мастера — «Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов» (ок. 1625, ГЭ).

С середины 1630-х гг. Рубенс преимущественно работает в собственном замке Стен. Нежным лиризмом, тонкостью колорита проникнуты портреты его жены Елены Фоурмен («Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка» и др.). Ощущением вечной борьбы стихий, чувством неразрывной связи бытия человека и природы, подлинно эпическим размахом отмечены пейзажи Рубенса. Он запечатлевает цветущие долины Фландрии, мощные деревья, селения, бурно веселящихся или занятых повседневным упорным трудом жителей своей страны («Возчики камней», «Крестьяне, возвращающиеся с полей» и др.).

К значительным поздним произведениям Рубенса принадлежат эскизы к оформлению триумфальных арок по случаю въезда в Антверпен правителя Фландрии. Их отличает невиданная широта фантазии, редкая виртуозность исполнения.

Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства.

Билет№1

Не
случайно XVII век называют иногда веком
живописи
. Именно в этот период были
созданы непревзойденные шедевры
европейской живописи — достаточно
вспомнить полотна Рембрандта, Веласкеса,
Хальс, Рубенса, Пуссен, Караваджо.

Одна
из основных тем искусства XVII века —
человек
, становление его характера
в борьбе, которая знала и высочайшие
взлеты, и поражения. В ней человек
познавал свои силы и выявлял свои лучшие
качества.

В
ХVII веке одновременно возникли и
параллельно развивались два ведущих
стиля эпохи — барокко и классицизм.
.
Наряду с барокко и классицизмом в
изобразительном искусстве возникает
свободное от стилевых элементов
реалистическое направление,
проявления которого разнообразны в
различных национальных школах и у
отдельных мастеров.

И
есть еще одна особенность искусства
XVII века, которую не знали предшествующие
эпохи — одновременное развитие
искусства сразу в нескольких странах,
отсутствие национальной замкнутости.

Хотя
культуру и искусство XVII века можно
назвать общеевропейскими, особенно
значительный вклад принадлежит пяти
странам— Италии, Испании, Фландрии,
Голландии и Франции

Национальная
школа
:
Фландрия

Стиль:барокко

Главные
произведения
:

-Цикл
полотен, посвящённых Марии Медичи

-Аллегория
Войны и Мира

-Портрет
Екатерины Меннерс, герцогини Бэкингемской

-Осенний
пейзаж с видом на Хетт Стин ранним утром

Характерные
черты:

-Использование
чистых красок

-Изучение
света

-Крупномасштабные
сцены с многочисленными фигурами

-Панорамные
пейзажи

По
картинам Рубенса легко можно представить
себе жизнь Фландрии XVII
в. Крупные размеры полотен, свободная
манера письма, мощность красочных
форм соответствовали тор­жественной
пышности храмов, укра­шению замков
знати, городских особ­няков
дворянства и богатой буржуа­зии.
Он
был величайшим живописцем этого
стиля и одним из его создателей.
Первые
годы своей творческой жизни
Рубенс провел в Италии. Знакомство
с произведениями Микеланджело, Караваджо,
венецианских живописцев
XVI
в. оказало на него влияние.
Возвратившись в 1608 на родину, Рубенс
начинает активно, работать
в Антверпене. Он во многом определил
характер национальной школы,
оставив многочисленных учеников
и последователей. В мастерской Рубенса
некоторое время вместе с ним
работали
такие масте­ра
живописи, как А. ван Дейк, Я. Йор­дане,
Ф. Снейдерс. Деятельность Ру­бенса
была необыкновенно много­гранна,
он много путешествовал, иногда
с дипломатическими поручениями.

В
мастерской художника создава­лись
религиозные
крупноформатные
композиции,
мифологические сцены,
циклы
декоративных панно, пейзажи,
портреты.
Для большинства произве­дений мастера,
относящихся и самым разным
жанрам, характерна динами­ка
контрастных форм, полных энер­гии
и обладающих большой эмоцио­нальной
выразительностью. Звучная красочность,
полнокровная живописная
лепка тел, пластическая насыщен­ность
мотивов свойственны таким раз­ным
произведениям, как «Похищение дочерей
Левкиппа», «Снятие с кре­ста»,
«Крестьянский танец», В цикле картин
дли французской королевы Марин
Медичи, который включает 21
полотно, Рубенс широко использу­ет
аллегории, мифологических персонажей.
Наряду
с монументальными компо­зициями
Рубенс обращался и к порт­рету,
но этот жанр никогда не был для
него основным. Художник любил писать
людей, близких ему или чем-то
привлекших его внимание. Поэти­чен
один из лучших портретов масте­ра
— «Камеристка инфанты Иза­беллы,
правительницы Нидерлан­дов»
(ок. 1625).

С
середины 1630-х гг. Рубенс пре­имущественно
работает в собственном замке
Стен. Нежным лиризмом, тон­костью
колорита проникнуты портре­ты его
жены Елены Фоурмен.
Ощущением вечной борь­бы
стихий, чувством неразрывной связи
бытия человека и природы, подлинно
эпическим размахом отме­чены пейзажи
Рубенса. К
значительным поздним произве­дениям
Рубенса принадлежат эскизы к
оформлению триумфальных арок по случаю
въезда в Антверпен правителя Фландрии.
Творчество
Рубенса не только опре­делило
своеобразие фламандской школы
живописи, но и решительно повлияло
на судьбы всего евро­пейского
искусства.

Портретная живопись

Во
второй половине XVII
века портретное искусство достигает
своего расцвета. В это время творят
крупнейшие живописцы
Ф.
С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л.
Боровиковский
,
создавшие блестящую галерею портретов
современников, произведения, воспевающие
красоту
и благородство устремлений человека.
Художники воссоздавали образ человека
с по­мощью
различных живописных средств: изысканных
цветовых оттенков, дополнительных
цветов и рефлексов, богатейшей системы
многослойного наложения
красок, прозрачных лессировок, тонкого
и виртуозного исполь­зования
фактуры красочной поверхности. Все это
определило значительное место
отечественного портрета в современной
ему европейской живописи.

Ф.
С. Рокотов (1735 или 1736 — 1808).

В ряду крупнейших портретистов был
Федор
Степанович Рокотов. Еще будучи молодым
человеком, он полу­чил
широкую известность как умелый и
оригинальный живописец. Его творческое
наследие значительно, однако в XIX
веке художник был почти забыт
и только в начале следующего столетия
началось кропотливое собира­ние
фактов его биографии и творчества.
Многие события из жизни Рокотова остаются
загадочными.

Д.
Г. Левицкий (1735 — 1822).

Когда расцветало творчество Рокотова,
началась
деятельность другого крупнейшего
портретиста Дмитрия Гри­горьевича
Левицкого, создавшего серию правдивых,
глубоких но характе­ристике портретов.
Художник родился, вероятно, в Киеве и
вначале учился изобразительному
искусству у своего отца — известного
украинского гра­вера. Там же молодой
Левицкий встретился с Антроповым,
который руко­водил работами по
украшению Андреевской церкви. Левицкий
был
среди учеников
Антропова и в Петербурге, его помощником
по выполнению по­ртретов
Екатерины II
для триумфальной арки в Москве,
воздвигнутой при коронации.

В.
Л. Боровиковский (1757 — 1825).

Третьим выдающимся мастером портретного
жанра конца XVIII
века был Владимир Лукич Боровиковский.
Он родился в Миргороде на Украине, и
профессиональные первоначальные навыки
получил у своего отца-художника. В
иконах, написанных Борови­ковским
в молодости, чувствуется его крупное
дарование. В Петербурге Боровиковский
общался с представителями прогрессивно
мыслящей рус­ской
интеллигенции кружка Г. Р. Державина,
сблизился с Левицким, и воз­можно,
у него учился. Портрет Е. Н. Арсеньевой,
созданный в 1796 году—
произведение высокого мастерства.

Провинциальный
портрет.

Интенсивное развитие русской культуры
во второй
половине XVIII
столетия обусловило широкое распространение
изобразительного
искусства, в первую очередь, портрета,
в провинции. Русский
провинциальный портрет XVIII
века
следует за произведениями столичного
искусства, но имеет ряд особенностей.
Новые черты искусства XVIII
века проникали в провинцию с запозданием.
Провинциальные по­ртреты
создавались обычно сериями, составляя
фамильные галереи. Их характерные
черты — некоторая прямолинейность и
однозначность в трак­товке
образа, буквальное внешнее сходство.
Они более тесно связаны с древ­нерусской
традицией, отличаются узорочьем,
локальным цветом, орнаментальностью.

Билет№2

В
западной художественной культуре первые
два значительные направления отличаются
в эпохе средневековья. 1) Первое
направление романское искусство(
10-12вв.) Понятие «романский» происходит
от слова «римский», в архитектуре
культовых зданий романская эпоха
заимствовала основополагающие принципы
гражданской архитектуры. Романское
искусство отличалось простотой,
величественностью. 2) Второе
направление — Готическое искусство.
Понятие готика происходит от понятия
варварский. Готическое искусство
отличалось своей возвышенностью,
готическим соборам было присуще
стремление ввысь и характерен богатый
наружный и внутренний декорум. Готическое
искусство отличалось мистическим
характером, богатым и сложным символическим
рядом. Наружная система стен, большую
площадь стены занимали окна, мелкая
детализация.

Влияние
церкви, пытавшейся подчинить себе всю
духовную жизнь общества, определило
облик средневекового искусства Западной
Европы. Основным образцом средневекового
изобразительного искусства были
памятники церковной архитектуры. Главной
задачей художника было воплощение
божественного начала, а из всех чувств
человека отдавалось предпочтение
страданию, ибо, по учению церкви, это —
очищающий душу огонь. С необычной
яркостью средневековые художники
изображали картины страданий и бедствий.
За время с XI по XII в. в Западной Европе
сменились два архитектурных стиля —
романский и готический. Романские
монастырские церкви Европы очень
разнообразны по своему устройству и
украшению. Но все они сохраняют единый
архитектурный стиль, церковь напоминает
крепость, что естественно для бурного,
тревожного времени раннего средневековья.
Готический стиль в архитектуре связан-с
развитием средневековых городов. Главный
феномен искусства готики — ансамбль
городского собора, который был центром
общественной и идейной жизни средневекового
города. Здесь не только исполнялись
религиозные обряды, но происходили
публичные диспуты, совершались важнейшие
государственные акты, читались лекции
студентам университетов, разыгрывались
культовые драмы и мистерии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Трепет и блеск органической жизни никому другому не удалось вызвать на полотне с такой силой и яркостью красок, как Рубенсу.
И. Е. Репин

(28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен)

В годы нидерландской буржуазной революции конца XVI в. фламандскому народу, несмотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании. Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры XVII в. Ведущую роль приобрела тогда живопись. Ее представители — Рубенс, его ученики и сподвижники ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Броувер и Тенирс — завоевали немеркнущую известность.

Падение Титанов (1637-1638)


Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (ныне это часть Германии). Он был седьмым ребенком в семье юриста Яна Рубенса. Долгое время семья Рубенсов жила в Антверпене, но в 1568 году переехала в Кельн. Дело в том, что около этого времени Ян стал склоняться к протестантизму, что вызвало сильное недовольство со стороны местной католической общины. В Кельне он получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского.

Суд Париса (Первая половина VII в.)

Позднее между Яном и Анной возникла любовная связь. Когда она открылась, жизнь старшего Рубенса оказалась в большой опасности. От гибели его спасла жена, Мария. Она не только простила мужу измену, но и сумела добиться для него более мягкого приговора — Яна сослали в маленький городок Зиген. Спустя несколько лет после рождения будущего художника опальный Ян Рубенс получил разрешение вернуться в Кельн. После его смерти (в 1587 году) Мария решила вернуться с детьми в Антверпен. Детей к тому времени у нее оставалось на руках трое — десятилетний Питер Пауль, тринадцатилетний Филипп и их старшая сестра Бландина. Старший сын Рубенсов, Жан Батист, уже покинул отчий дом, а остальные дети умерли в младенчестве.

Туалет Венеры (1612-1615)

Вероятно, Филипп и Питер Пауль получили начальные познания в латыни от своего образованного отца. В Антверпене они учились в престижной школе, где к латыни добавили греческий язык. Впрочем, в 1590 году братья оставили учебу, чтобы помогать матери, попавшей в тяжелое материальное положение в связи с тем, что остатки отцовского состояния пришлось потратить на приданое вышедшей замуж Бландины. Филипп пошел по стопам отца, а тринадцатилетний Питер Пауль оказался пажом при дворе фламандской принцессы.

Возвращение крестьян с поля (1637)

Пребывание в пажах оказалось недолгим. В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырех лет — у Адама ван Норта; еще два года — у Отто ван Вена. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. Луки. Первые учителя Рубенса были весьма посредственными живописцами, однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу. Кроме того, что ван Вен просто отличался образованностью и широким кругозором, он несколько лет провел в Италии. Несомненно, рассказы учителя об итальянской живописи эпохи Возрождения и античном искусстве разожгли в юном Рубенсе страстное желание увидеть все это собственными глазами.

Похищение дочерей Левкиппа (1618)

В мае 1600 года Питер Пауль отправился в обетованную страну художников. Он прожил в Италии восемь лет, которые и определили его будущее. Вряд ли кто-нибудь из североевропейских живописцев, приезжавших в те годы в Италию, погрузился в итальянскую культуру так же глубоко, как Рубенс. Он в совершенстве выучил итальянский язык (свои письма он иногда подписывал на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубенс»), сделался авторитетнейшим специалистом в области античного искусства.

Персей и Андромеда (1612-1621)

В Италии Рубенс получил приглашение поступить на службу к Винченцо Гонзаго, герцогу Мантуи. Герцог, за исключением нескольких своих портретов, не заказывал Рубенсу оригинальных работ. Он хотел, чтобы художник писал для его прекрасной коллекции копии со знаменитых картин. Эта был небесполезный труд; он позволил Рубенсу поработать в Венеции и Флоренции. В 1603 году Винченцо включил художника в состав миссии, доставлявшей подарки испанскому королю Филиппу III. Важнейшими в итальянском периоде стали годы, проведенные Рубенсом в Риме, где он жил в 1601-02 и 1605-08 годах.



Мария Медичи становится регентшей (1621-1625)

В октябре 1608 года Рубенс получил извещение о том, что его мать тяжело больна. Он поспешил в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось. В свою любимую Италию художник не вернулся; в Антверпене к его художественным талантам отнеслись с таким пиететом, что Рубенс счел нужным остаться там. Вскоре он пустил там крепкие корни.

Сад Любви (1631?)


23 сентября 1609 года Рубенс получил место придворного художника при дворе эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы, правивших тогда Фландрией от имени испанской короны, а спустя десять дней женился на 17-летней Изабелле Брант. В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, купив большой дом в Антверпене.

Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт (1609-1610)

Он приехал во Фландрию в самый подходящий момент, когда перемены в политической жизни дали толчок бурному развитию национального искусства. До 1609 года Фландрия (которую правильнее было бы называть Южными Нидерландами, находившимися на территории нынешней Бельгией) вела долгую войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского владычества. В 1609 году воюющие стороны заключили перемирие. Началось энергичное восстановление того, что пострадало от военных действий. В первую очередь, это касалось храмов.

Пейзаж с замком Стен (1635?)

На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая один за другим удивительные алтарные образы. Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена. Кроме этого, Рубенс получал множество других заказов (в том числе, и из-за рубежа). Так, в 1622-25 годах он написал большую серию, посвященную жизни Марии Медичи (матери французского короля Людовика XIII) и украсившую ее дворец в Париже. Во время этой работы Рубенс трижды посещал Францию.



Воздвижение распятого Христа (1610)

Жизнь художника казалась безоблачной. Первый жестокий удар судьба нанесла ему в 1623 году, когда умерла дочь Рубенса (у него было еще два сына), а второй — в 1626 году, когда скончалась его жена («друг и незаменимый помощник», как писал сам Рубенс в одном из своих писем).

Снятие с креста (1612-1614)

Измучившись от душевных страданий, Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле, после смерти мужа (с 1621 года) единолично правившей Фландрией. В следующие четыре года он много путешествовал, чтобы «отвлечься, — как говорил он сам, — от всего, что ранит душу». В 1628-29 годах по поручению Изабеллы Рубенс находился в Мадриде; в 1629-30 годах посетил Лондон, где сделал очень много для восстановления мирных отношений между Англией и Испанией (чем всегда немало гордился). Английский король Карл I был известен своей любовью к искусству, и Рубенсу легко удалось найти с ним общий язык. Не последнюю роль тут сыграли и придворный опыт художника-дипломата, его знание языков, его врожденная мудрость. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Известен такой любопытный рассказ современника. Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью?» На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее художник развлекается иногда ролью посла».

Кермеса (1635-1638)

В 1630 году Карл посвятил Рубенса в рыцари; тогда же от имени Кембриджского университета ему был вручен почетный диплом.

Возвратившись в Антверпен из этой дипломатической поездки, Рубенс больше не покидал Фландрию. Ему исполнилось 53 года. Его мучили приступы подагры — впрочем, это не мешало ему оставаться на удивление плодовитым художником, работающим невероятно быстро. Среди значительных заказов, полученных Рубенсом в этот период, выделяется серия потолочных картин, написанных для Банкетного зала короля Карла I и отправленных в Лондон в 1635 году. Добавим сюда и сотню мифологических картин для испанского короля Филиппа IV (многие из этих полотен были написаны учениками Рубенса).

Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника (1630)

Счастье сопутствовало художнику и в личной жизни. В 1630 году он женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены. Этот брак, как и первый, оказался очень удачным. У Рубенса и Елены родилось пятеро детей (последняя их дочь появилась на свет через восемь месяцев после смерти художника). В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи.

Пейзаж с заходящим солнцем (1635-1640)

Так же сильно и горячо, как природу, любил Рубенс человека. В многочисленных картинах, посвященных охоте на хищников художник передает величайшее напряжение cил людей и животных, бурную динамику схватки.

Охота на тигров и львов (1618)

Много у Рубенса и исторических произведений. Его знаменитая серия полотен «Жизнь Марии Медичи» представляет собой грандиозный декоративный ансамбл состоящий из 21-й большой картины. Здесь он вводит аллегорические образы и мифологические персонажи и в то же время изображает рядом с ними реальные исторические лица. С большой достоверностью воссоздана торжественная церемония в картине «Коронация Марии Медичи». Лица написаны с портретной точностью, костюмы исторически верны. Художник показал даже особенности архитектуры собора, где происходила коронация.

Коронация Марии Медичи (1621-1625)

На всем протяжении своего творчества Рубенс работал и как портретист, хотя эта область искусства никогда не являлась для него основной. Лучшие его портреты — это не парадные изображения богатых заказчиков, а те, которые он писал с людей, близких ему или чем-либо особенно привлекших его внимание. К ним принадлежит хранящийся в Государственном Эрмитаже «Портрет камеристки» ок. 1625 — один из самых замечательных портретов XVII в. по своей одухотворенности и мастерству живописи.

Портрет камеристки (1625)

На портрете изображена скромная девушка, камеристка испанской наместницы во Фландрии. Имя ее нам неизвестно. Рубенс с любовью написал ее большие зеленоватые глаза, искусно передал тонкую кожу лица, красивые очертания носа и рта, пряди рыжеватых волос. А сколько живости и ума, задумчивости и нежности в лице камеристки! Пленителен женский образ, созданный Рубенсом и на другой картине — «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (ок. 1636).

Елена Фоурмен с детьми (1636-1637)

В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир. Его герои — это люди мужественные и энергичные; красота была для художника неразрывно связана с силой и здоровьем. Он умел мастерски соединять на полотне многочисленные фигуры, находить красноречивые позы и жесты. Каждая деталь в его картинах связана с общим замыслом. В своей живописной технике Рубенс пользовался лессировкой, т. е. писал тонкими слоями полупрозрачных, жидко разведенных красок, просвечивающих одна из-под другой. Этим Рубенс достигал удивительного богатства оттенков, одновременно объединяя их общим золотистым колоритом. Все в его картинах чрезвычайно конкретно и почти осязаемо: гладкость человеческой кожи и шелковистость волос, различные ткани и блеск металла, прозрачная глубина воздуха и совсем иная прозрачность текущей воды.

Пейзаж с радугой (1638)

30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался от сердечного приступа. Художника, которому исполнилось 62 года, оплакивал весь город.

Летний пейзаж с видом Хет Стина (1635)

Источники:

Раз и двас

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Цифры указывать в порядке возрастания.

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячёННых горожан, отчаяННо отплясывающих бешеНый танец.

В этом предложении:

разгорячеННых  — прилагательное, образованное от причастия РАЗГОРЯЧЕННЫЙ;

отчаяННо  — наречие, образованное от прилагательного ОТЧАЯННЫЙ;

бешеНый  — отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида.

Ответ: 12.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

Нидерландский живописец Питер Пауль Рубенс на примере своей жизни сумел опровергнуть общепринятое мнение о бедности художников. Его принимали короли, он рано стал знаменит, а затем богат. А еще он был уверен, что любим. Хорошо, что он не догадался, что супруга, служившая еще и музой, была о его творениях довольно нелестного мнения.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-6

Питер Пауль Рубенс «Автопортрет»

В середине XVII столетия художника называли ремесленником, а его полотна — «мясной лавочкой». Питер Пауль Рубенс любил рисовать обнаженные тела. Могучее мужское тело и белое пухлое женское. На его полотнах даже маленькие ангелы такие упитанные, что с трудом верится, что они могут летать. Всю площадь холста художник наполнял изобилием тел, а то, что оставалось было отдано золотой парче, блестящему атласу, сияющим латам и роскошной мебели.

В то время это было синонимом счастья и довольства Фландрии, любящим сыном которой являлся Рубенс. Эта местность долгое время была цветущим плодородным краем, но в XVI столетии Испания, которая владела Нидерландами, стала активно искоренять родившийся здесь протестантизм. Север поднял вооруженный бунт, который возглавил принц Вильгельм Оранский.

Судья Ян Рубенс, официально служил королю Испании Филиппу, но тайно оказывал некоторую помощь принцу Вильгельму. В 1568 г. это стало известно властям города и ему грозила смертная казнь. Тогда бывший судья с женой Марией Пейпелинкс и четырьмя малышами спешно бежали в Германию. Здесь у них в семье появилось еще трое детишек, одним из них и был Питер Пауль, родившийся летом 1577 г.

Биография Рубенса, будущего художника складывалась нелегко. Его отец серьезно увлекся супругой принца Оранского Анной. Муж простил жену, а Яна с семьей услал в ссылку в г. Зиген, лишив их всего нажитого имущества. Мария не отчаялась, она развела на небольшом придомовом участке огородик, где выращивала различные овощи, а затем сама торговала ими на городском рынке.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-1

Питер Пауль Рубенс «Мёрзнущая Венера»

В 1587 г. Ян умер, заболев лихорадкой, и вдова с детьми вернулась в Антверпен, где был установлен некоторый порядок и законность. Но о процветании горожане уже и не мечтали, оно давно ушло. Купцы из Голландии закрыли местным предпринимателям выход к морю. Дети потихоньку подрастали. Филипп — известный в городе юрист, Ян Баптист предпочел карьеру живописца.

В это время Италия уже сошла с Олимпа Искусств, а небольшая страна, Нидерланды, практически стала вровень с ней. Как известно, художники писали темперой с быстросохнущим яичным желтком. Братья ван Эйки стали брать вместо желтка льняное масло. Эти краски стали гораздо ярче, высыхали медленнее, а мастер мог работать не спеша.

С применением таких красок можно было накладывать слой за слоем и добиваться изумительного эффекта глубины. Правители европейских стран довольно часто заказывали написание картин, по предложенным ими сюжетам, фламандским мастерам.

В 15 лет Питер Пауль объявил, что тоже будет художником. Несколько уроков он получил от родственника матери Тобиаса Верхахта. Потом перешел учеником к Адаму ван Норту, а затем к живописцу Отто ван Вениусу. Верхахт научил подростка держать кисть, а ван Норт привил ему любовь к Фландрии с ее жизнелюбивыми жителями и яркими деревенскими праздниками.

Отто ван Вениус ознакомил юношу с античным искусством, знание которого тогда было необходимо не только живописцам, но и просто образованным людям. Именно он заметил в юноше божью искру и его трудолюбие. Мастер в свое время обучался живописи в Италии, и принял решение отправить туда талантливого ученика.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-12

Питер Пауль Рубенс «Поклонение Волхвов»

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-10

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Средства на поездку с большим трудом удалось собрать матери, занимая понемногу у родственников, не одобрительно относящихся к намерениям Питера. И тому была веская причина, живописцев во Фландрии в этот период было больше, чем хлебопеков. В Италии проходил обучение и Ян Баптист, который спустя короткое время скончался от неизвестной болезни, не успев прославиться, о чем так мечтал. Питера Пауля ожидала другая судьба.

В Италию он прибыл 23-летним молодым человеком и прожил там восемь лет. Ему улыбнулась фортуна: почти сразу его пригласили на должность художника к герцогу Мантуи Гонзага, известному меценату. У герцога был несколько особый вкус. Ему не нравились современные произведения искусства и заказывал многочисленные копии с шедевров античности. А это тоже было везением, поскольку в Италии церковь рьяно следила за картинами, чтобы обнаружить в них ересь и предать огню.

Даже Микеланджело был вынужден прикрыть одеждой несколько фигур в Сикстинской капелле, а с художником из другой страны инквизиция вообще не стала бы церемониться. Герцог посылал художника по своим делам в различные города, и там Рубенс познакомился в шедеврами итальянской и испанской живописи. Питер Пауль всегда отличался праведным образом жизни, хотя многие его коллеги довольно часто оказывались за решеткой, за учиненные ими драки в общественных местах.

В 1608 г. Рубенс узнав, что заболела мать, вернулся домой, но было уже поздно. Художник очень тяжело переживал смерть матери. Он решил не возвращаться в Италию и уйти в монастырь.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-7

Питер Пауль Рубенс «Венера и Амур»

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-13

Питер Пауль Рубенс «Самсон и Далила»

Но судьба распорядилась иначе. Жители Антверпена буквально засыпали Рубенса заказами. Среди них были эрцгерцог Альберт и его супруга Изабелла. Они тоже предложили мастеру должность придворного художника и большое жалованье. Но Рубенсу необходимо было перебраться в Брюссель, где располагалась резиденция. И здесь художник впервые проявил свой талант дипломата: он получил должность, но остался в Антверпене.

Рубенс был очень трудолюбивым человеком. Современники художника писали, что он мог одновременно писать два-три полотна, с удовольствием поддерживать беседу с гостем, диктовать помощнику письма и обсуждать дела по дому с супругой.

Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант, дочери богатого чиновника и относился к ней довольно холодно, поскольку брак, со стороны художника, был заключен по расчету. Но Изабелла обожала своего мужа и 17 лет окружала его заботой. В семье было трое детей.

Изабелла с удовольствием позировала и вошла в историю живописи как «рубенсовская женщина» — полная и широкобедрая. Правда, все женщины мастера имеют одинаковый тип. Возможно, Рубенс специально несколько утрировал эти черты, чтобы персонажи соответствовали канонам красоты той эпохи.

Мастер писал с натуры лицо, а тело рисовал позже по памяти. Был даже распространен слух, что мастер добавляет в краски немного крови. Стиль мастера был очень востребован, он физически не успевал выполнять все заказы и набрал учеников и помощников, которые толпами осаждали его.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-4

Питер Пауль Рубенс «Портрет Изабеллы Брант» (первой жены Рубенса)

По проекту художника на набережной Ваппер был построен огромный дом. Внизу размещалась мастерская, где трудились десятки помощников мастера. Рубенс присвоил им категории, согласно которым они выполняли ту или иную работу. Новеньким было поручено следить за холстом и красками, другие писали фон или пейзаж, одаренным ученикам мастер разрешал изображать людей.

Среди учеников были и настоящие гении: Я. Йордане и Ф. Снейдерс. Их устраивало быть в тени великого живописца. Мастер давал им работу и хорошо оплачивал их труд. Но талантливый Антонис Ван Дейк, по мастерству почти не уступающий Рубенсу, поссорился с ним, потерял все заказы и отбыл в Лондон.

Мастерская Рубенса работала так слаженно, что мастер часто делал на холсте только набросок, а в завершение немного подправлял детали и подписывал. Некоторые мастера за всю жизнь писали десятки полотен, а подпись Рубенса украшает 1500 полотен.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-3

Питер Пауль Рубенс одна из картин «Вакханалия»

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-11

Питер Пауль Рубенс «Лев и мышь»

Рубенс вставал в четыре утра и посещал мессу. Вернувшись, начинал работать, а слуга в это время читал ему сочинения Плутарха или Сенеки. Это продолжалось до пяти вечера, затем мастер совершал конную прогулку. Дома его ожидали друзья, с ними он делил трапезу. Рубенс вел благопристойную жизнь.

Но у него тоже было увлечение, он коллекционировал старинные произведения искусства. В доме была башня, где можно было увидеть полотна, статуи и работы самого мастера. В их числе — автопортрет с Изабеллой Брант. Рубенс изобразил себя мужчиной среднего возраста с волнистыми волосами и слегка рыжеватой бородой. Живописец рано облысел и стеснялся этого. Его почти всегда видели в широкополой шляпе.

Большинство его произведений стало украшением дворцов, храмов и частных коллекций. Но современникам Рубенса нравились не все картины, многие были ими громко раскритикованы. Картину «Снятие со креста» злопыхатели назвали богохульной. Возможно, жизнерадостный мастер не хотел углубляться в детали смерти. Мучения святых, страдания грешников в аду — это было не для Рубенса. Но он был лучшим мастером в изображении роскошных празднеств деяний королей.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-2

Питер Пауль Рубенс «Снятие со креста» триптих

Зная это, королева Франции Мария Медичи пожелала заказать для дворца 21 аллегорию. Рубенс провел в Париже около года. Вернувшись домой он неодобрительно отзывался о французах, называя их ужасными сплетниками. Его до глубины души возмущало то, что они называли фигуры на его полотнах неестественными, поскольку создавалось впечатление, что ноги у них короткие и кривые.

Единственное приятное воспоминание о Париже — это знакомство с послом Британии герцогом Бекингемом. Герцог заказал свой портрет и убедил художника заняться дипломатией. Рубенс был лично знаком с правителями многих европейских стран, поэтому согласился на предложение, хотя продолжил создавать новые произведения.

Это было время, когда Европу можно было назвать «кипящим котлом». Протестанты выступали против католиков, Голландия и Англия пытались присоединить юг Нидерландов. Испания желала заключить мир с Францией, чтобы одним фронтом выступить против Англии.

В эти интриги в 1625 г. и был впутан Рубенс. Он помог Бекингему и Балтазару Жербье провести секретные переговоры с Мадридом. Посредником выступила инфанта Изабелла. Рубенс был так увлечен политикой, что проводить в последний путь супругу, скончавшуюся от эпидемии чумы, приехал лишь на один день.

Более пяти лет художник активно занимался политикой, а чаще интригами европейских стран. Он служил многим господам и умело вел свою игру, чтобы покончить с войной во Фландрии. Для этого необходимо было подписать мирный договор между Англией и Испанией. Художник предпринимал невероятные усилия, чтобы как можно быстрее достичь этого соглашения.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-8

Питер Пауль Рубенс «Портрет молодого человека»

Это были секретные вояжи, шифровки, покупка государственных секретов. Рубенсу пришлось бороться даже с кардиналом Ришелье, который поклялся не допустить подписания этого мира. Художник постоянно курсировал от Лондона до Мадрида и обратно. И, наконец, добился подписания в 1630 г. мирного договора. Испания щедро вознаградила дипломата, а Карл I произвел его в рыцари.

Но успех продлился недолго: когда Рубенс предложил свои услуги в переговорах между Испанией и Нидерландами, посол Испании герцог Арсхот грубо осмеял его, сказав: «Нам не нужны художники, сующие свой нос в чужие дела». В это время из жизни ушла инфанта Изабелла и у Рубенса не осталось покровителей и сил повлиять на политику.

Он не смог предотвратить военные действия, которые разорили страну. Живописец вернулся к жене Елене Фоурмен. На 16-летней дочке обойщика он женился в 53 года. В семье появилось пятеро детей, а супруга стала натурщицей десятка полотен, где ее обнаженное тело было написано с большим откровением. Это была греческая Диана, прекрасная Венера и Елена Фоурмен, играющая с малышами…

Рубенс был безумно влюблен. В этом не было ничего странного. Елена была признана самой красивой девушкой Фландрии. Да, она была хороша, но настоящее искусство невозможно обмануть. Взгляните на эти картины внимательнее и вы увидите холодные глаза и явное недовольство. Ей не нравилось, что муж пишет ее обнаженной, а потом показывает эти холсты своим гостям.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-5

Питер Пауль Рубенс «Портрет Елены Фоурмен» (второй жены Рубенса)

В конце жизни художник уже не был так умерен в еде и выпивке, словно хотел наверстать упущенное. В его замке Стеен, купленном в 1635 г. почти ежедневно устраивались многолюдные шумные пирушки, которые длились до полуночи, а затем все гуляли вдоль набережной. Бывало что громко горланили песни непристойного содержания.

Хотя художник редко принимал участие в таких пирушках, но с удовольствием приглашал на них друзей. Его часто мучили приступы подагры, но он продолжал работать, причем отказался от помощников.

Весной 1640 г. великий живописец закончил свой земной путь, вступив в Вечность. В последние минуты он держал за руки жену, ожидающую ребенка, и сына Альберта. Елена спешно скупила полотна мужа, где позировала обнаженной. Прожив более 10 лет с гениальным художником, она так и не поняла, что привлекало к ним людей, которые платили огромные деньги за картины Рубенса.

Величайший-нидерландский-живописец-Питер-Пауль-Рубенс-9

Питер Пауль Рубенс «Аллегория войны и мира»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Рубежный экзамен мгту
  • Ру тест темы итогового сочинения
  • Ртуть химия егэ
  • Рту мирэа творческий экзамен
  • Рту мирэа предметы егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии